школа
  • +7 (47343) 9-71-48
Верхняя Луговатка, Школьная ул, 1

Информация о деятельности службы школьной медиации

ПРИКАЗ

по МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»

№   29                                                                                              от 26.06.2016

 

О создании службы школьной медиации

 

На основании приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 21.07.2014 № 810 «О создании служб школьной медиации в образовательных организациях Воронежской области», в целях реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Создать службу школьной медиации в составе:

Руководитель/куратор службы – Колядина Евгения Фёдоровна

Специалисты службы: Пономарева Татьяна Васильевна

  1. Возложить ответственность за организацию деятельности школьной службы медиации на руководителя/куратора службы Колядину Евгению Федоровну.
  2. Ответственному за ведение школьного сайта Герасимову Игорю Павловичу разместить на сайте школы и систематически обновлять информацию о деятельности школьной службы медиации.
  3. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой

 

Директор школы                                            А.Н. Харин  

 

План работы

службы медиации МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

на 2019- 2020 учебный год

 

№ п/п

Мероприятия

Целевая группа

Сроки проведения

Ответственный

I. Проведение программ восстановительной медиации

1

Проведение программ восстановительной медиации

Учащиеся 4-11 классов 

Ежемесячно 

Колядина Е.Ф.

II. Проведение профилактической работы

1

Беседы, анкетирование, тренинги

Учащиеся 1-11 классов 

ежемесячно 

Классные руководители

 

 

 

 

 

III. Участие в областных мероприятиях (семинары, вебинары и т.д.)

1

Участие в областных мероприятиях (семинары, вебинары и т.д.)

Медиаторы,

волонтеры Службы

По плану проведения семинаров в течение года

Колядина Е.Ф.

 

 

 

 

 

IV. Проведение информационно-просветительской работы

1

Проведение информационно-просветительской работы

Учащиеся, родители, педагоги

В течение года

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель службы школьной медиации ________________Е.Ф. Колядина

 

 

 

Утверждаю:

Директор МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»

________________ Харин А.Н.

Приказ по школе

 № 33 от 02.09.2019

 

Паспорт

службы школьной медиации МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»

на 2019/2020 учебный год

 

Служба школьной медиации

1

Образовательная организация

МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»

2

Адрес, телефон

Воронежская область, Верхнехавский район, с. Верхняя Луговатка, ул. Школьная, д. 1;

8(47343) 97-1-48

3

Директор

Харин Александр Николаевич

4

Руководитель службы медиации ОО

Колядина Евгения Фёдоровна

 

Нормативно-правовое обеспечение деятельности

службы школьной медиации

1

Приказ по образовательной организации

Приказ о создании службы школьной медиации № 19 от 22.03.2016

2

Положение о службе

школьной медиации

Утверждено приказом по школе № 20 от 22.03.2016

 

Кадровое обеспечение

 

 

ФИО

Основная

должность

Обучение

медиации

(где, когда, кол-во часов, № удостоверения)

1

Руководитель

Колядина Евгения Фёдоровна

учитель

ГБУДПО ВО ВИРО; с 20.04.2016 по 06.05.2016; 72 часа, № 21623, рег № 02-31-1319

2

Медиаторы

Пономарева Татьяна Васильевна

учитель

-

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

«Верхнелуговатская СОШ»

Харин А.Н.

Приказ № 20 от 26.06.2016 г

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О СЛУЖБЕ МЕДИАЦИИ

МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»

 

 

  1. Общиеположения.

Служба медиации является направлением воспитательной работы в МКОУ «Верхнелуговатская СОШ» в виде деятельности, направленной на урегулирование и разрешение конфликтов на основе добровольных усилий педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

1.1.                                                         Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства, в том числе:

-                            Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

-     Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 №193-ФЗ;

-   настоящегоПоложения;

-    методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (направлены письмом № ВК844/07 от18.11.2013);

-      Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 01.09.2018 года №1837);

 

  1. Нормативно-правовая база, определяющая условия и регламент проведения процедуры медиации.

2.1.              В части 2 статьи 1 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ устанавливается круг споров, применение процедуры медиации по отношению к которым регулируется данным Федеральным законом. Речь идет о спорах, возникающих из гражданских правоотношений (в том числе связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности), а также трудовых и семейных правоотношений.

                     

 

2.2.          Семейные споры возникают из нарушения прав и неисполнения обязанностей, устанавливаемых «Семейным кодексом Российской Федерации».

2.3.              Условия и регламент проведения процедуры медиации в МКОУ «Верхнелуговатская СОШ» применительно к конфликтам, подпадающим под определение гражданско- правового, трудового или семейного спора (как они понимаются в соответствие с законодательством Российской Федерации), определяется Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 №193-ФЗ.

2.4.              Условия и регламент проведения процедуры медиации в МКОУ «Верхнелуговатская СОШ» применительно к конфликтам, не подпадающим под определение гражданско-правового, трудового или семейного спора, определяется методическими рекомендациями федерального и регионального уровней и настоящим положением.

  1. Цели и задачи службы медиации.

3.1.        Целями службы медиации является:

3.1.1.  Популяризация среди обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов альтернативных способов разрешения конфликтов, развитие культуры диалога;

3.1.2.  Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов медиации;

3.1.3.   Создание альтернативы административному способу реагирования на конфликты, содействие снижению количества административных обращений;

3.1.4.    Повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса, в том числе в сфере эффективной коммуникации в конфликте.

3.2.  Задачами службы медиации являются:

3.2.1.  Проведение медиаций и школьных конференций;

3.2.2.  Обучение альтернативным методам урегулирования и разрешения конфликтов обучающихся образовательного учреждения;

3.2.3.    Информирование обучающихся и педагогов о принципах и возможностях медиации.

  1. Принципы деятельности службы медиации.

4.1.        Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:

4.1.1.   Принцип добровольности, предполагающий как добровольное содействие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в медиации.

4.1.2.  Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство специалистов службы медиации не разглашать полученные в ходе своей деятельности сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также медиативное соглашение (по согласованию с участниками встречи и подписанное ими).

4.1.3.  Принцип нейтральности, не позволяющий специалистам службы медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что специалисты службы медиации не выясняют вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а являются независимыми посредниками, помогающими сторонам самостоятельно найти взаимоприемлемое решение.

4.1.4.   Принцип равноправия, утверждающий равное право сторон оценивать конфликтную ситуацию и высказывать свою точку зрения, обсуждать свои эмоциии

 

интересы, участвовать в выработке и принятии решений. У сторон также есть равные права на внимание и время медиатора.

  1. Порядок формирования службы медиации.

5.1.                          Руководителем службы может быть заместитель директора по воспитательной/учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог или другой педагогический работник образовательного учреждения, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора образовательногоучреждения.

5.2.          Проводить процедуру медиации может только сотрудник службы, прошедший обучение проведению процедуры медиации.

5.3.        Содействовать в работе службы медиации могут обучающиеся, ознакомленные с процедурой и прошедшие обучение, с согласия родителей (законных представителей).

  1. Порядок работы службы медиации.

6.1.               Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, обучающихся, представителей администрации образовательного учреждения, специалистов службы медиации, родителей (законных представителей).

6.2.             Решение о целесообразности проведения процедуры медиации принимается службой медиации в тех случаях, когда иное не предусмотрено действующим законодательством.

6.3.          Процедура медиации начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной процедуре. Если действия одной стороны или обеих сторон могут быть квалифицированы как нарушение дисциплины, для проведения медиации также необходимо письменное согласие родителей (законных представителей).

6.4.         Процедура медиации не проводится с обучающимися младше 10 лет, а также с лицами, страдающими психическими заболеваниями.

6.5.         Сотрудники образовательного учреждения информируют стороны конфликта о возможности обратиться в службу медиации. Переговоры с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательного учреждения по организации процедуры медиации проводит руководитель службы или её сотрудники из числа педагогов.

6.6.               Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения медиации в тех случаях, когда иное не предусмотрено действующим законодательством.

6.7.        В случае если в ходе медиации конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном или устном соглашении в тех случаях, когда иное не предусмотрено действующим законодательством.

6.8.         Копия соглашения может быть предоставлена администрации образовательного учреждения только при письменном согласии сторон.

6.9.        Служба медиации содействует в определении способа выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в соглашении, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств сотрудники службы медиации могут проводить дополнительные встречи сторон с целью оказания помощи в установлении причин и трудностей, а также в поиске путей их преодоления, что может быть оговорено в письменном или устном соглашении.

6.10.               Ответственность за возможные нарушения при осуществлении медиации наступает в соответствии с действующим законодательством.

 

6.11.             При необходимости специалисты службы медиации информируют стороны конфликта о возможности прибегнуть к помощи других специалистов и служб (социального педагога, психолога, юриста ипрочее).

6.12.         Деятельность службы медиации фиксируется в обобщенном виде в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы и доступ к которым имеет только руководитель службы в тех случаях, когда иное не предусмотрено действующим законодательством.

6.13.                        При необходимости представитель администрации образовательного учреждения, курирующий службу медиации или являющийся её сотрудником, организует проведение супервизий для специалистов службы медиации образовательного учреждения, а также обеспечивает участие её представителя в собраниях ассоциации (сообщества)медиаторов.

  1. Организация деятельности службымедиации.

7.1.                Службе медиации по согласованию с администрацией в МКОУ «Верхнелуговатская СОШ» предоставляется помещение для встреч и проведения медиаций, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения, такие как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации идругие.

7.2.          Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе медиации содействие в распространении информации о её деятельности и возможностях среди педагогов и обучающихся.

7.3.           Специалисты службы медиации имеют право на получение услуг психолога, социального педагога и других специалистов образовательного учреждения.

7.4.              Администрация образовательного учреждения содействует взаимодействию службы медиации с социальными службами и другими организациями района и города. Администрация содействует обращению педагогов образовательного учреждения в службу медиации.

7.5.        Один раз в полугодие служба медиации проводит организационное совещание.

  1. Заключительные положения.

8.1.        Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

8.2.              Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по согласованию со службой медиации.

8.3.                 Инициаторами изменений, вносимых в положение о службе школьной медиации, могут стать представители администрации образовательного учреждения, специалисты службы медиации образовательного учреждения, а также представители органов школьного самоуправления.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнелуговатская средняя  общеобразовательная школа»

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

 

 

ПРИНЯТО

на заседании МО классных руководителей.

Руководитель МО:

 ________________

                              / Т.В. Пономарева/
«01» сентября 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:______________ 

                                  / А.Н. Харин /

Приказ по школе № 37 от 01.09.2018 г.

 

 

 

 

ПРОГРАММА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО МЕДИАЦИИ

 


Составитель:

 Колядина Е.Ф.

 

 

с. Верхняя Луговатка,  2018 г.

 

Пояснительная записка

Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», Положения, а так же в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2020 годы», ФГОС основного (полного) образования и стандартам восстановительной медиации от 2009 года.        Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.

          В статье №45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений».                   

В МКОУ «Верхнелуговатская СОШ» служба медиации способствует реализации требований ФГОС среднего общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения». Служба медиации действует на основании действующего законодательства и Положения о школьной службе медиации.

Цель: распространение среди родителей цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

 Задачи:

1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов.

2. Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

3.  Информирование родителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

 

Тематический план работы школы по погружению в тему

«Школьная служба медиации»

участников образовательных отношений на  2019 – 2020 учебный год

Образовательные события

Кол-во часов

 

Участники 

Ответственные

 

1

Медиация в школе (показ презентации о СШМ)

1

Родители

Колядина Е.Ф

2

Особенности психофизического развития учащихся и учёт их в семейном воспитании (видеолекция)

1

Родители

Пономарева Т.В.

3

Причины школьных неврозов (родительское собрание)

1

Родители

Классные руководители

4

Воспитание без насилия. Жестокость и физические наказания в семье (круглый стол)

1

Родители

Пономарева Т.В.

5

Психическое здоровье детей и школьников (анкетирование)

1

Родители

Классные руководители

6

Барьеры общения – отражение наших внутренних проблем (тренинг)

1

Родители

Классные руководители

7

Встреча родителей с секретарем КДНиЗП

1

Родители

Харин А.Н.

8

Взаимодействие педагогов и родителей обучающихся. Помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

1

Родители

Администрация школы, педагоги

Планируемые результаты:

- знание норм и правил межличностного общения, социального взаимодействия в рамках общего образовательного пространства с субъектами образовательного процесса;

- умения формулировать и отстаивать объективную оценку реальной ситуации, отбирать эффективные способы конструктивного разрешения конфликта;

- владение техниками, методиками разрешения спора, приводящих стороны конфликта к разрешению разногласий.

Работа с родителями:

- Описание работы со случаями;

- Проведение аналитической встречи со сторонами конфликтов (через 2–4 недели после медиации); 

- Взаимодействие с КДН и ЗП по правонарушениям несовершеннолетних (в том числе повторным);

- Внедрение элементов восстановительной культуры и восстановительных практик в методические советы, родительские собрания;

- Обсуждение потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс и пр.) и работа по снижению риска конфликтов. 

Чем служба примирения может помочь родителям?

1. Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ним;

2. Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем;

3. Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией;

4.  Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

Информационные ресурсы

1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр ≪Судебно-правовая  реформа≫, 2012.

2. Коновалова О.В. Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области. Сборник материалов. Пенза 2013. 

3. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.

4. http://www.671601.ru/index.php/proekt-mediatsiya-v-dejstvii/oproekte/73-projectinfo

5. http://irkmediator.ru/projects/proekt-put-k-soglasiyu-mediaciya-kakinnovacionnyy-institut-grazhdanskogo-obshchestva

6. http://www.8-926-145-87-01.ru/

7. http://mediators.ru/rus/course/school/

8. http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html